Preview

Медицинская генетика

Расширенный поиск
Том 20, № 12 (2021)

НАУЧНЫЕ ОБЗОРЫ 

3-11 640
Аннотация
Трисомия по хромосоме 21 или синдром Дауна (СД) является одной из наиболее частых хромосомных болезней. В настоящее время средняя продолжительность жизни и уровень социальной адаптации больных с СД возрастают, и некоторые такие пациенты создают свои семьи. В связи с этим становится актуальным изучение состояния репродуктивной системы, гаметогенеза и фертильности пациентов с СД. Спектр клинических проявлений трисомии 21 может варьировать. Для мужчин с СД характерны тяжелые нарушения сперматогенеза, гипогонадизм, снижение либидо и эректильная дисфункция, в связи с чем пациенты с СД долгое время считались бесплодными. Однако опубликовано несколько сообщений о наступлении беременности и рождении здоровых детей от таких мужчин. В связи с высоким риском возникновения анеуплоидии у потомства, а также этическими и социальными проблемами деторождения у таких пациентов необходимо консультирование больных СД и их опекунов по вопросам фертильности и контрацепции.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

12-22 281
Аннотация
Введение. Тяжелые формы нарушения репродукции часто связаны с генетическими факторами. Однако по ряду причин медико-генетическое обследование и консультирование пациентов с бесплодием недостаточно эффективны, и вклад многих генетических факторов в генез нарушения фертильности остается недостаточно изученным. Комплексный подход к обследованию с использованием различных клинических, цитогенетических и молекулярно-генетических методов позволяет улучшить диагностику генетически обусловленных форм нарушения фертильности, в частности связанных с азооспермией или олигозооспермией тяжелой степени. Цель: повышение эффективности медико-генетического обследования и консультирования пациентов с азооспермией и олигозооспермией. Методы. В отобранную выборку включены 200 мужчин с азооспермией (n=172) и олигозооспермией тяжелой степени (n=28). Пациентам выполнено клиническое, андрологическое и лабораторно-инструментальное обследование: УЗИ органов мошонки, сперматологическое, гормональное, цитогенетическое, молекулярно-цитогенетическое (FISH) и молекулярно-генетическое исследования локусов или генов, связанных с нарушением мужской фертильности (AZF, гены CFTR, AR). Результаты. Различные генетические факторы нарушения фертильности обнаружены у 99 (49,5%) из 200 пациентов, в том числе у 76 (45,7%) мужчин с азооспермией и у 23 (82,1%) пациентов с олигозооспермией. Муковисцидоз и синдром CBAVD диагностированы у 4,5% пациентов, врожденный гипогонадотропный гипогонадизм - у 7,5% мужчин. Аномалии кариотипа обнаружены у 52 (26,8%) пациентов, включая синдром Клайнфельтера (47,XXY; n=34), дисомию Y (47,XYY; n=6), 46,XX тестикулярную форму нарушения формирования пола (n=3), сбалансированные аномалии аутосом (n=9). По результатам FISH-анализа у пациентов c анеуплоидией по половым хромосомам не обнаружено скрытого мозаицизма. Патогенные микроделеции Y-хромосомы в локусе AZF (Yq11.2) обнаружены у 16 (8%) пациентов. Патогенные варианты в гене CFTR детектированы у 9 пациентов с муковисцидозом и синдромом CBAVD. Выводы. Использование комплексного генетического обследования позволяет существенно повысить эффективность диагностики генетически обусловленных форм мужского бесплодия, связанного с тяжелыми формами патозооспермии. Для выявления редких несиндромальных генетических форм нарушения фертильности, связанных с генными вариантами и вариациями числа копий, необходимо применение массового параллельного секвенирования, хромосомного микроматричного анализа и других методов геномного анализа.
23-33 310
Аннотация
Индивидуальная вариабельность овариального ответа на гормональную стимуляцию суперовуляции является одной из самых сложных проблем при планировании терапии бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). Причины вариабельности полностью не определены и могут быть обусловлены множеством различных факторов, в том числе генетических. К настоящему времени известно, что полиморфизм гена рецептора фолликулостимулирующего гормона может оказывать существенное влияние на процесс формирования доминантных фолликулов, в том числе в ответ на стимуляцию суперовуляции. Целью данного исследования было изучение ассоциации полиморфизма гена рецептора фолликулостимулирующего гомона FSHR c.2039A>G [rs6166] с сывороточным уровнем гормонов гипоталамо-гипофизарно-гонадной оси и степенью овариального ответа на гормональную стимуляцию. В исследовании приняла участие 141 женщина, проходившая процедуру лечения бесплодия с применением ВРТ в «Центре репродукции человека и ЭКО» г. Ростова-на-Дону. Пациентки были разделены на группы в соответствии со степенью овариального ответа на гормональную стимуляцию (количество пунктированных фолликулов размером >13 мм): группа с нормальным овариальным ответом (8-20 фолликулов), группа со скудным ответом (<8 фолликулов) и группа с гиперответом (>20 фоликулов) на гормональную стимуляцию. Распределение частот генотипов в общем по выборке было следующим: AA (41,9%), AG (39,0%), GG (19,1%). Стратификация по степени овариального ответа показала следующее распределение генотипов: группа с нормальным овариальным ответом: AA (41,8%), AG (41,8%), GG (16,4%); группа со скудным ответом: AA (37,9%), AG (39,7%), GG (22,4%); группа с гиперответом: AA (62,4%), AG (18,8%), GG (18,8%). Выявлена ассоциация полиморфизма гена FSHR c.2039A>G с сывороточным уровнем гормонов гипоталамо-гипофизарно-гонадной оси и овариальным ответом на гормональную стимуляцию. Показано, что генотип FSHR 2039GG ассоциирован с более высоким уровнем фолликулостимулирующего гормона, а аллель G ассоциирован с созреванием меньшего числа фолликулов. Генотип FSHR 2039GG также ассоциирован с более высоким сывороточным уровнем лютеинизирующего гормона и прогестерона. У женщин с генотипом FSHR 2039AA регистрируется более высокая концентрация эстрадиола в день введения триггера финального созревания фолликулов.
34-39 200
Аннотация
Таргетные препараты для лечения онкологических заболеваний, в частности, мультикиназные ингибиторы сунитиниб и сорафениб, широко применяются в онкологической практике, и изучение особенностей их применения весьма актуально. На модели культивируемых раковых клеток in vitro показано, что ингибиторы киназ способны усиливать экспрессию генов опухолевой прогрессии (SNAI1, SNAI2, CD44, CDH1, CLDN1), связанных с эпителиально-мезенхимальным переходом (ЭМП). Показана активация таких генов при действии низких доз тирозинкиназных ингибиторов - сунитиниба и сорафениба. Активация изученных генов была различной в разных культурах и зависела от примененного препарата. Предположено, что в силу локального неравномерного распределения лекарственных средств в тканях опухоли, ингибиторы киназ могут являться одной из причин активации экспрессии генов, ассоциированных с ЭМП, и, таким образом, способствовать ее прогрессии.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ 

53-57 291
Аннотация
Введение. Робертсоновские транслокации (РТ) являются наиболее частым типом сбалансированных структурных перестроек. Носители РТ имеют повышенный риск нарушений репродукции (бесплодия и невынашивания, рождения детей с хромосомными аномалиями/МВПР), но механизмы нарушений гаметогенеза и фертильности у них недостаточно изучены. Цель: оценить состояние, параметры эякулята и прохождение мейоза у мужчин-носителей РТ. Методы. Обследована группа из 21 мужчины с бесплодием в браке, являющихся носителями РТ: rob(13;14) (n=16), rob(13;15) (n=3), rob(13;21) (n=1) и rob(14;15) (n=1). Кариотип определен при стандартном цитогенетическом исследовании с использованием GTG-окрашивания. Всем пациентам выполняли спермиологический анализ, пяти пациентам с РТ(13;14) выполнен количественный кариологический анализ незрелых половых клеток эякулята (ККА НПК). Результаты. У всех обследованных мужчин выявлены сперматологические нарушения, при этом преобладают тяжелые формы патозооспермии: олигоастенотератозооспермия (81%, n=17) и азооспермия (14%, n=3), у одного пациента (5%) обнаружена астенотератозооспермия. ККА НПК позволил выявить механизм нарушения сперматогенеза - частичный блок на допахитенных стадиях и в пахитене профазы I мейоза при олигозооспермии. При нормальной концентрации сперматозоидов блок сперматогенеза в профазе I мейоза не обнаружен. Заключение. Нарушение фертильности у обследованных мужчин-носителей РТ связано с патозооспермией и у большинства пациентов вызвано частичным блоком сперматогенеза в профазе I мейоза, приводящим к снижению количества сперматозоидов (олигозооспермии) или их отсутствию (азооспермии).
58-61 244
Аннотация
Нефротический синдром, вызванный нуклеотидными вариантами в гене CRB2, является редким и недостаточно хорошо изученным состоянием. На настоящий момент существует лишь несколько сообщений об этой патологии и нет ни одного описания мягкого течения заболевания. Целью настоящего сообщения является демонстрация фенотипических особенностей нефротического синдрома, вызванного мутациями в гене CRB2, и обоснование дальнейшего изучения его генетических причин. На базе нефрологического и молекулярно-генетического отделений ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» проведено ретро- и проспективное исследование генетических причин первичного стероидрезистентного нефротического синдрома (СРНС), включившее 250 детей. Среди 250 детей лишь двое имели причинные нуклеотидные варианты в гене CRB2 (0,8% от всех детей с СРНС и 1,21% от детей с выявленными генетическими причинами СРНС). Дети имели разные течение болезни и выраженность экстраренальных проявлений. Выводы: нефротический синдром, вызванный мутациями в гене CRB2, является чрезвычайно редкой патологией. Нами описано два случая с абсолютно разным клиническим течением.

КЛИНИЧЕСКИЕ СЛУЧАИ 

40-52 310
Аннотация
Микроделеции хромосомы Y в локусе Yq11.2/AZF («фактор азооспермии») являются частой генетической причиной мужского бесплодия, связанного с азооспермией и олигозооспермией. Для делеций, целиком захватывающих регион AZFb, характерна азооспермия вследствие тяжелых нарушений сперматогенеза (блок профазы I мейоза, синдром «только клетки Сертоли»). При этом невозможно получить сперматозоиды, пригодные для искусственного оплодотворения ни из эякулята, ни из биоптата яичка. В статье представлены результаты обследования мужчины с первичным бесплодием и олигоастенотератозооспермией тяжелой степени, имеющего микроделецию Y-хромосомы в регионе AZFb. При стандартном цитогенетическом исследовании выявлен нормальный мужской кариотип (46,XY). Мультиплексная ПЦР выявила отсутствие локусов sY127, sY134 и sY142, что характерно для полных делеций AZFb. Хромосомный микроматричный анализ позволил установить, что делеция имела размер 3,5 млн п.н. и располагалась в локусах Yq11.222-q11.223 (20.583.738-24.094.882), частично захватывая регион AZFb. По-видимому, делеция возникла в результате несбалансированной рекомбинации ампликонов b1 и b5. В литературе описаны единичные случаи частичного сохранения сперматогенеза и олигозооспермии у мужчин с разными типами делеций AZFb. Представленное клиническое наблюдение и ранее описанные случаи частичного сохранения сперматогенеза у некоторых пациентов с микроделециями хромосомы Y свидетельствуют о возможности получения сперматозоидов, пригодных для ЭКО/ИКСИ, у некоторых пациентов с частичными и полными делециями AZFb и AZFb+c. В связи с этим, а также возможностью ложноположительных и/или неправильно определенных типов микроделеций хромосомы Y необходимо выполнять верификацию делеций AZF с определением их типа/подтипа.


ISSN 2073-7998 (Print)