Том 20, № 9 (2021)
НАУЧНЫЕ ОБЗОРЫ
3-13 579
Аннотация
Туберозный склероз - орфанное аутосомно-доминантное наследственное заболевание, причиной которого являются инактивирующие мутации в генах TSC1 или TSC2, сопровождающиеся гиперактивацией сигнального пути mTOR, отвечающего за регуляцию роста, пролиферации, выживаемости клеток, а также аутофагии. Одним из основных клинических симптомов туберозного склероза является наличие туберов в головном мозге. Данные образования характеризуются нарушениями кортикальной ламинации, появлением аномальных нейронов и выраженным глиозом. Известно, что количество кортикальных туберов коррелирует с развитием нейропсихиатрических расстройств, в том числе фармакорезистентной эпилепсии. В данной статье освещены вопросы молекулярной генетики туберозного склероза, приведена гистопатологическая характеристика кортикальных туберов, рассмотрен молекулярный механизм морфогенеза кортикальных туберов, а также приведены данные о связи этих образований с развитием неврологических проявлений и методах их лечения.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Л. А. Кларов,
К. Ю. Николаева,
В. Г. Пшенникова,
А. М. Чердонова,
Ф. М. Терютин,
Н. В. Лугинов,
П. М. Котляров,
Н. А. Барашков
14-25 442
Аннотация
Мутации гена SLC26A4 могут приводить как к формированию аутосомно-рецессивной тугоухости 4 типа (DFNB4, OMIM #600791), так и к синдрому Пендреда (PDS, OMIM #274600), при котором нейросенсорная потеря слуха сочетается с дисфункцией щитовидной железы, клинически проявляющейся во второй декаде жизни. Обе формы могут сопровождаться специфическими аномалиями внутреннего уха: IP-I, IP-II (Mondini) и/или EVA. В Якутии аудиологическими, рентгенологическими и молекулярно-генетическими методами обследовано 165 пациентов с врожденным нарушением слуха. При компьютерной томографии пирамиды височных костей у 9 из 165 (5,5%) пациентов были обнаружены аномалии IP-I, IP-II (Mondini) и/или EVA. Методом прямого секвенирования по Сэнгеру у этих 9 пациентов было проведено определение нуклеотидной последовательности гена SLC26A4 (21 экзон). В гене SLC26A4 обнаружено 5 ранее известных вариантов, среди которых 4 варианта относились к миссенс-заменам: c.85G>C p.(Glu29Gln), c.441G>A p.(Met147Ile), c.757A>G p.(Ile253Val), c.2027T>A p.(Leu676Gln) и один вариант затрагивал донорный сайт сплайсинга - c.2089+1G>A (IVS18+1G>A). У 4-х из 9 пациентов патогенные варианты гена SLC26A4 обнаружены в гомозиготном или компаунд-гетерозиготном состоянии. Доля биаллельных мутаций гена SLС26A4 у пациентов с IP-I, IP-II (Mondini) и/или EVA составила 44,4%. Пациенты с биаллельными мутациями гена SLC26A4 имели тяжелые врожденные нарушения слуха (двусторонняя нейросенсорная тугоухость от III степени до глухоты), при этом доминирующим типом аномалий были IP-II (Mondini)+EVA (62,5%), аномалии IP-I не были выявлены ни у одного пациента. По совокупности полученных клинических и молекулярно-генетических данных у трех пациентов форма заболевания классифицирована как аутосомно-рецессивная тугоухость 4 типа (DFNB4), а у одной пациентки с двусторонней аномалией EVA, нейросенсорной тугоухостью III степени и узловым зобом (оперирован) подтвержден синдром Пендреда.
26-33 306
Аннотация
Актуальность. Загрязнение окружающей среды промышленными отходами, токсическими агентами, опасными излучениями обусловливает возрастание мутационных процессов в биосфере, повреждений ДНК в клетках, рисков онкологических заболеваний. Жизнеспособность организма во многом зависит от наличия эффективных защитных средств против таких неблагоприятных факторов. Невозможность избежать повреждающих ДНК факторов экзогенного и эндогенного характера привела к возникновению более или менее эффективных репарационных систем, суть которых - элиминация первичных повреждений до их воплощения в мутационные события. У человека основным элементом одной из таких систем - эксцизионной репарации оснований ДНК является 8-оксогуанин-ДНК-гликозилаза (OGG1), противостоящая неблагоприятным последствиям оксидативного стресса. Ген OGG1 имеет вариации в кодирующей последовательности, частоты встречаемости которых могут различаться в разных этнических группах, но различаться может и эффективность функционирования продукта трансляции с такого транскрипта. Ser326Cys - яркий тому пример, замена аминокислотного остатка снижает эффективность репарационной функции, и носительство такой мутации, особенно в гомозиготном состоянии, чревато повышенным риском канцерогенеза и некоторыми другими неблагоприятными последствиями для здоровья. Цель. Исследование было направлено на установление частот встречаемости аллелей и генотипов полиморфизма rs1052133 гена OGG1, связанного с эксцизионной репарацией оснований, в популяции абхазов и сопоставление характера распределения с распространенностью в других популяциях Земного шара. Методы. В выборку для исследования абхазской популяции было включено 168 коренных жителей, постоянно проживающих на территории Абхазии. Генотипирование по полиморфизму Ser326Cys в экзоне 7 гена OGG1 (rs1052133) производилось методом ARMS-PCR-RFLP . Результаты. В выборке из абхазской популяции частота генотипа Ser/Ser составила 44,1%, Ser/Cys - 49,4 %, Cys/Cys - 6,5%. Частота аллеля OGG1*С (Ser) оказалась равной 0,688, а OGG1*G (Cys) достигла значения 0,312. Вывод. Частоты аллелей этого полиморфизма в популяции абхазов оказались близки к глобальным среднемировым значениям.
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
Е. Н. Толмачева,
А. А. Кашеварова,
Е. О. Беляева,
О. А. Салюкова,
Е. А. Фонова,
М. Е. Лопаткина,
Г. В. Дроздов,
Д. А. Федотов,
И. Н. Лебедев
45-47 492
Аннотация
Моногенная микродупликация TSPAN7 часто классифицируется либо как перестройка с неясной клинической значимостью, либо как условно патогенная. При этом у гемизиготных носителей кроме нарушений интеллектуального развития и/или аутизма, наблюдаются и дисморфии, что характерно для синдромальных форм интеллектуальной недостаточности. В настоящей работе мы анализировали патогенетическую роль микродупликации в формировании клинического фенотипа XLID у двух пациентов. Результаты работы позволяют предположить, что внутригенная дупликация TSPAN7 является патогенной и имеет тенденцию к формированию у гемизиготных носителей синдромальной формы XLID.
48-50 244
Аннотация
Представлены результаты экспертной оценки качества цитогенетических исследований в лабораториях РФ в системе межлабораторных сличительных испытаний «ФСВОК» за 2020 г.
КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ
Е. В. Соловьёва,
Л. И. Минайчева,
М. М. Склеймова,
А. О. Фомин,
Е. В. Бройтман,
Е. М. Бакулина,
С. В. Зотов,
Ю. С. Яковлева,
Д. И. Жигалина,
О. Р. Канбекова,
Г. Н. Сеитова
34-44 683
Аннотация
Цель: представление клинического случая успешного преимплантационного генетического тестирования моногенного заболевания (ПГТ-М) - мукополисахаридоза второго типа (МПС II, синдром Хантера). Методы. Супружеская пара (32 и 31 год), имеющая ребенка с МПС II, обратилась за проведением ПГТ-М (патогенный вариант гена IDS - c.613delG). У женщины также имелась инверсия хромосомы 10. Для семьи была разработана система таргетного преимплантационного тестирования МПС II, валидирована на единичных лимфоцитах и продуктах полногеномной амплификации. Использовали метод двухраундной ПЦР с детекцией фрагментным анализом. В двух программах экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) применяли стандартные протоколы стимуляции суперовуляции, оплодотворение проводили методом ИКСИ (инъекция сперматозоида в цитоплазму ооцита). Биопсию эмбрионов выполняли на пятые сутки развития (один эмбрион на шестые), эмбрионы витрифицировали. ПГТ-М проводили в транспортном варианте по схеме, разработанной на подготовительном этапе. Пренатальную диагностику выполняли методом хорионбиопсии, анализировали кариотип, ген IDS и пол плода. Результаты. При разработке системы были подобраны и протестированы 14 STR-маркеров (коротких тандемных повторов), сцепленных с геном IDS, из которых половина была информативна и давала амплификацию для единичных клеток. Разработанная для семьи система ПГТ-М МПС II включала анализ патогенного варианта гена IDS, семи информативных STR-маркеров, генов AMEL и SRY. Преимплантационное тестирование анеуплоидии не проводилось (пациентка отказалась). В первой программе ЭКО протестировано и рекомендовано к переносу три эмбриона, однако перенос был отложен по желанию супружеской пары. Во второй программе ЭКО пять эмбрионов были протестированы, три рекомендованы к переносу. Проведен криоперенос одного эмбриона мужского пола с нормальной хромосомой X в отношении патогенного варианта гена IDS. Наступила одноплодная беременность. Пренатальная диагностика полностью подтвердила результаты ПГТ-М. Беременность успешно завершилась срочными родами здорового мальчика в июле 2021 года. Заключение Разработанная нами система, успешное проведение всех этапов ЭКО и ПГТ-М и хороший репродуктивный потенциал супружеской пары позволили достичь беременности и рождения здорового ребенка в семье с высоким генетическим риском в отношении МПС II.
ISSN 2073-7998 (Print)